Что нужно логопеду, чтобы практиковать без ошибок и страха навредить ребёнку
5 ошибок начинающих логопедов и как их избежать.
Как выглядит работа логопеда в успешном варианте.
В предыдущей части мы предложили вам пройтись по 5 пунктам чек-листа и сделать выводы. Где у вас не хватает знаний, где — практики. Может, некоторые пункты для вас непонятны, и нужны пояснения.
Рассказываем, какие ошибки совершают 90% начинающих логопедов.
1. Нет конкретного алгоритма работы
Для логопедической практики недостаточно только знаний, нужна структура. Если структуры нет, то вместо неё есть каша в голове: за что хвататься, какие пособия смотреть, что делать на каждом этапе. Да и какие этапы должны быть?

Одно дело, когда вы раскладываете всё по полочкам и готовы заранее, другое — когда перед вами сидит ребёнок. Ему нужно помочь уже сейчас, а вас бросает то туда, то сюда. Вы пытаетесь найти нужные материалы, вспомнить лекции, но структура от этого не появится.

И это первая в списке ошибка начинающих логопедов.

К чему приведёт: если у вас есть сомнения насчёт своей компетентности, то они укрепятся. Если их нет, то появятся. Нет чёткого алгоритма работы — нет уверенности. В худшем случае: вы неправильно проведёте диагностику, подберёте неверный коррекционный маршрут, что может даже навредить ребёнку. Усугубить его проблемы с речью.

Почему структуры нет и где её взять? Основная причина — отсутствие практики. У вас есть диплом, теоретическая база знаний и общее понимание, как работает логопед. А практики и наглядности нет совсем или очень мало.

Выход один: добрать практические занятия и получить алгоритмы работы от опытных логопедов. Логопедические случаи, как и сами дети, уникальны, но без структуры не обойтись. Если есть работающая структура, в дальнейшем вы сможете подогнать её под любой случай.
2. Неуверенность в диагностике
«Напрягает диагностика. Все дети разные, у них разный речевой уровень, поэтому в одну группу объединить сложно. И многие нарушения между собой перекликаются, материал изучаю, но в плане практики тяжеловато», — поделилась наша подписчица.
Не так страшны сами занятия, потому что есть конкретные методики, бери и делай, а вот диагностика… Ошибиться здесь легко. Отсюда и неуверенность: коррекция всегда начинается с логопедического обследования, от этого зависит дальнейший план занятий. Поэтому ответственность очень серьёзная. Чем дольше вы работаете с ребёнком по неверному маршруту, тем хуже.

Опасность в том, что заметить ошибку в диагностике вы можете далеко не сразу. А тогда, когда поймёте, что прогресса нет совсем, либо он настолько незначительный, что видите его только вы.

Или вас опередит родитель: «Вы работаете 4 месяца, а результата нет». Для начинающего логопеда это означает «Вы плохой специалист».

С последствиями понятно, но что с этим делать? Откуда взять уверенность при диагностике и как не ошибиться?

  • Самостоятельно набивать шишки, ошибаться снова и снова, «набивать руку». В чём минус: пока вы набираетесь опыта в диагностике, вы можете испортить репутацию и прослыть неграмотным логопедом или ещё хуже — навредить детям неправильной коррекцией.
  • Добрать недостающую практику у более опытного специалиста. Плюс: у вас появится конкретная схема, как проводить диагностику, как различать нарушения и что делать по шагам. Минус: супервизия и наставничество обходятся финансово дорого.

О том, как разобраться в нюансах диагностики и обрести уверенность без «набивания шишек», вы узнаете, если дочитаете статью до конца.
3. Нет понимания, как выстраивать границы с родителями
Ещё одна ошибка начинающих логопедов: нет понимания, как выстраивать общение с родителями до, на и после консультации.

В теории более-менее понятно, есть услуга — есть процесс — есть результат услуги. На практике дело обстоит сложнее. Если логопед не знает, как выстроить границы с родителями, он будет натыкаться на одни и те же ситуации, когда родители игнорируют рекомендации. Отказываются выполнять домашние задания или попросту про них забывают.

Родители могут кивать, мол, да, всё нужно, как хорошо, что ребёнок занимается. В итоге ребёнок придёт один раз, второй, вы его спрашиваете: «Что ты делал дома?»
Он отвечает: «Ничего» или «Играл в телефоне».

При этом родители часто спрашивают, когда будет результат и «Что, ещё и дома нужно заниматься?»

Конечно, есть понимающие родители. Чтобы до них достучаться, вам не нужно прилагать усилия, они сами понимают важность заданий. Но проблема в том, что их меньшинство. Большинство же относятся несерьёзно с позиции: «Вот мы вам привели ребенка, делайте с ним, что хотите. Дома ничего делать не будем». Это реальные фразы от клиентов наших подписчиц. Увы.

Поэтому одна из задач логопеда — правильно себя поставить. Вы наставник и ведущий. Это вы руководите процессом, а не родители ребёнка. При этом нужно соблюдать ровное и доброжелательное отношение, что совместить бывает непросто. Даже опытным педагогам. Потому что воспитатель — это одна работа, логопед — совсем другая. Отличаются и процесс, и цель, и тон общения с родителями.
4. Госучреждение или онлайн?
Неочевидная ошибка начинающих специалистов — выбрать место, формат работы, попрактиковать и разочароваться. Почему так происходит?

Важно чётко понимать, как выглядит работа логопеда в госучреждениях. Какие есть нюансы по оборудованию и оснащению кабинета, чтобы нужные материалы и инструменты у вас были под рукой. Иначе вы будете переживать, всё ли на месте, вдруг придётся бегать, искать и тратить на это время.

В целом, понимание специфики. Представим ситуацию: вы хотите работать онлайн, но вас останавливает непонимание, как это устроить. Возможно ли консультировать и ставить звуки дистанционно, если да, то что для этого нужно.

Поэтому вы идёте по традиционному пути: поработаю в госучреждении, наберусь опыта и решу, куда двигаться дальше. И здесь некоторых новичков поджидает ловушка.

Дело в том, что вы получаете новую профессию, чтобы работать в удовольствие, чтобы вам было комфортно и интересно проводить здесь каждый день. Помогать детям и зарабатывать. Если вы наобум выбрали место работы, выгорание себя ждать не заставит. Так происходит с логопедами, которые заранее не разобрались, как обустроить кабинет и в целом построить работу.

То же обстоит и с дистанционным форматом. Начинающий логопед видит в интернете, как легко и удобно работать онлайн, пробует и… Понимает, что мало что понимает в этом. Потому что в дистанционной работе логопеда есть свои нюансы, о которых нужно знать ещё до начала работы.

Чтобы разобраться, куда пойти работать и какой формат выбрать, прочтите статью до конца. А сейчас переходим к следующей ошибке начинающих логопедов.
5. Синдром самозванца
Даже опытный специалист в своей голове может оказаться не специалистом, а «самозванцем». Новичкам ещё сложнее: диплом, где написано «Логопед», есть, а практики нет.

Логопед с синдромом самозванца считает, что он недостаточно хорош, ему ещё учиться и учиться. Бесконечно совершенствоваться. Будто есть настоящие профессионалы, а я — всего лишь новичок.
Что происходит, когда самозванец поселяется в голове
  • «Боюсь того, что не оправдаю надежды и доверие родителей. Они увидят, что я неопытная».
  • «А кто меня возьмет на работу без опыта, да и возраст уже не тот».
  • «Вдруг меня выгонят за плохую работу, и у меня не будет сил пойти снова в профессию».
Конечно, мы условно назвали синдром самозванца — ошибкой. Исправить внутренние настройки в голове непросто, самозванец выгоняется с трудом, и это отдельная работа. Самый очевидный способ заткнуть внутреннего критика — набраться опыта. Однако и здесь тонкий момент.

Сколько бы лет вы ни работали, вы можете продолжать считать себя недостаточно знающей. Умеющей. Это не всегда заметно, но критик съедает вашу уверенность, из-за чего тормозится рост в доходе, а новые возможности остаются незамеченными. Например, работа на себя в формате онлайн может казаться чем-то невозможным. Такая ответственность для настоящих профессионалов, не для меня — в этом вас незаметно убедит самозванец.

Наши наставники логопедов убеждают учеников в обратном. И помогают обрести уверенность, хоть и не сразу, но по конкретным шагам.
«Будет очень сложно»
Логопедия и так наука непростая, педагогика с дефектологией в одном флаконе. Изучаешь, изучаешь теорию, ещё оказывается, что нужно знать алгоритмы работы, добирать практику у профессионалов, разбираться с родителями…

Так можно и вовсе пожалеть, что решил пойти в логопедию. Или начать практиковать на авось, потому что у страха глаза хоть и велики, но ещё страшнее остаться без денег или жалеть о потраченном на учёбу времени.
Отсюда вытекает ещё и другое.
Вдруг у меня не получится?
Наша ученица Татьяна поделилась переживаниями
«Было страшно взять и начать. Я оттягивала этот момент как могла, продолжала работать воспитателем в саду, хотя диплом логопеда уже на руках. Здесь всё привычно, знакомые проблемы, а что ждёт меня в новой профессии — непонятно. Как подойти к ребёнку, в рот залезть, правильно услышать, увидеть… Разрывало между „у меня не получится“ и „неужели я зря училась?“»
Вы прошли большую часть пути: выучились, получили диплом и собираетесь практиковать или понемногу уже практикуете. Остановиться или работать наугад — значит, перечеркнуть сделанное. А в дальнейшем жалеть о потерянном времени.

Маленький тест. Вспомните, когда вы уже оказывались в подобной ситуации? Не реализовали желание, а после — жалели. Отказались от предложения по работе, не поехали в отпуск, не купили то красивое платье. Кажется, что это можно сделать в другой, более подходящий момент. Но вот предложение стало неактуальным, границы закрыли, а такого платья в продаже больше нет — так мы упускаем возможности.

Итак. Половина пути пройдена, вам остаётся подстелить себе соломку, чтобы минимизировать ошибки и почувствовать уверенность.
Как это сделать — вы всё ближе к разгадке.

Сначала остановимся на том, какой он — тот самый профессиональный логопед, как строится его работа, и что он от неё получает. Прочтите и представьте, что именно вы — такой логопед, и у вас есть то, что дальше описано. Или же приближённо к вашим желаниям.
Идеальная работа логопеда
Знания оформлены в понятную цепочку. Вы плаваете, как рыба в диагностике, не боитесь проводить и ошибиться с заключением. Поэтому с лёгкостью выстраиваете коррекционный маршрут и понимаете, как отслеживать динамику.

На план занятий уходит мало времени, потому что всё разложено по полочкам, не нужно тратить время на поиск материалов. Не нужно бегать, искать в интернете и расстраиваться, что чего-то не хватает. Карточки, игрушки и пособия лежат на своих местах, упорядочены, что и для чего.

У вас свободный график, который регулируется вами. Когда захотела, тогда и пришла, не нужно отчитываться перед начальством и в любую погоду бежать на автобусную остановку.
Есть свой кабинет с нужным оборудованием, вам комфортно в нём работать.

Вы работаете индивидуально с каждым ребёнком, находите с детьми общий язык. Занятия проходят интересно и плодотворно, вы получаете от этого удовольствие. Потому что когда получается у ребёнка, получается и у вас.

Результат видят и родители. Они смотрят на вас благодарными глазами, говорят искреннее «спасибо» и подкрепляют его приятной суммой. Рекомендуют знакомым обращаться именно к вам.

После работы вы чувствуете лишь лёгкую усталость, потому что кайфуете от каждого занятия, от отдачи. Вам хочется сюда возвращаться.
Хотите ли вы:
— Перестать сомневаться в себе и уверенно практиковать без страха ошибиться?
— Выстроить работу так, чтобы знания были упорядочены, а нужные материалы были под рукой?
— Разобраться в нюансах диагностики, правильно выявлять нарушение и составлять коррекционный маршрут?
В следующей и заключительной части статьи мы расскажем, как организовать работу начинающему логопеду, чтобы избавиться от синдрома самозванца и составить алгоритм работы.