Как перестать сомневаться в себе, разобраться в нюансах диагностики и начать практиковать
Почему одни логопеды адаптируются
и успешно практикуют, а другие выгорают или даже не начинают работать
И как стать профессионалом, который помогает детям без страха ошибиться и разочаровать родителей
Дорогой читатель! На связи образовательный центр «Каменный город».
Мы приготовили эту статью, чтобы начинающему логопеду стало легче проходить путь новичка. Понимать, какие ошибки вас поджидают, как с ними справляться. Чтобы выстроить в голове чёткую схему работы и увидеть в себе профессионала.

Ставьте «мне нравится», если статья будет для вас полезной.
Это статья для вас, если вы:
— Переживаете за диагностику, как правильно определить речевое нарушение и составить коррекционный маршрут.
— Опасаетесь, что вам не хватает знаний, потому что практику вы не получили.
— Чувствуете неуверенность. Смогу ли я, справлюсь ли, не наврежу ли детям.
— Не понимаете, как взаимодействовать с родителями, чтобы они прислушивались к вам и выполняли домашние задания.
— Сомневаетесь, стоит пойти работать в госучреждение или пробовать онлайн. Можно ли организовать работу в дистанционном формате, как это сделать.
Дочитайте статью до конца, и вы узнаете:
  • Какие ошибки совершают 90% начинающих логопедов, что мешает стать профессионалом.
  • Как получать удовлетворение от работы и видеть результаты, когда именно благодаря вам ребёнок начинает говорить правильно.
  • Как построить работу так, чтобы звуки ставились, нарушения исправлялись, а родители вас благодарили.
Почему «Каменный город» знает о проблемах в логопедии, а главное — как их решать?
Мы повышаем квалификацию специалистов и обучаем логопедов с 2010 года.
Более 10 000 педагогов прошли наши курсы, вебинары и интенсивы.
Эксперты «Каменного города» — практикующие логопеды с опытом от 10 лет и выше. Они уже прошли трудный путь новичка, поэтому сейчас передают знания, сохраняют новичкам нервы и время.

Работаем с педагогами каждый день, знаем, с чем сталкиваются начинающие специалисты, почему разочаровываются, уходят из профессии или работают без энтузиазма. Даже если изначально горели этим делом.
Логопед и практика. Начало
Начинающий логопед не знает, с чего начать работу, как своими действиями не навредить ребёнку, как справляться со сложными случаями. Найдёт язык с родителем или нет, сможет ли заинтересовывать ребёнка.

Потому что на обучении совсем не было практики. Вместе с дипломом логопед получает теорию и сомнения, сможет ли он правильно диагностировать нарушение и помочь ребёнку.

Представьте, что к вам пришли клиенты: ребёнок и его мама. Работа логопеда начинается именно с этого момента — со взаимодействия с родителем. Нужно правильно себя поставить, вызвать доверие, чтобы ваши рекомендации выполнялись. Иначе получится так: вы бьётесь, стараетесь, а потом ребёнок приходит после каникул, и всё нужно начинать сначала. Нет контакта с родителями — нет результата.

А как быть с самим ребёнком? Есть дети гиперактивные и непослушные, есть молчуны. Как заинтересовывать разных детей и мотивировать их заниматься? Редкий ребёнок понимает, почему здесь все собрались, ему, может, удобно говорить и так. Он хочет бегать, играть, а не заниматься с логопедом.

И диагностика. Вы можете что-то не услышать, что-то неправильно понять, спутать одно нарушение с другим, потому что не знаете нюансов. Ошибки в обследовании приведут к тому, что вы будете месяцами исправлять одно, потом окажется: исправлять нужно совсем другое.

Одно дело, когда читаешь, изучаешь, совсем другое, когда сталкиваешься с детьми напрямую. И этому вас нигде не учили.
Диплом получила, на этом всё?
Некоторые логопеды считают, что практика — дело наживное, главное получить диплом. Особенно если речь идёт о педагогах, опыт работы с детьми есть, чего сложного.

Тогда почему в садах катастрофически не хватает логопедов, почему специалисты разочаровываются и уходят? Почему родители зачастую не видят результатов и считают, что логопеды бесполезны?

Дело в том, что отсутствие практики сказывается с самого начала работы. Когда перед логопедом сидит ребёнок и родители, книги не помогут. Да, вы можете держать рядом пособия и учебники, но какой в этом смысл, если нет насмотренности? Вы не понимаете, как строится работа, потому что нигде этого не видели. Вы не знаете, какие ошибки можете совершить, потому что у вас не было наставника — опытного логопеда со стажем.

Нет конкретного алгоритма работы.
Ваши знания начитаны, но не использованы на практике.

Конечно, общие представления у вас есть, особенно если вы работали в сфере педагогики. Однако логопедия — совсем другая степь. Вы понимаете, ЧТО нужно сделать, но не знаете точно, КАК.

Приходится поднимать материалы, искать подсказки в интернете, но на это убивается в 2 раза больше времени. И ваших сил. Вместо того, чтобы здесь и сейчас помогать ребёнку, вы пытаетесь упорядочить кашу в голове и найти ответы на вопросы. А ответ один — нужна практика и знания опытного логопеда.
«В начале пути было огромное количество вопросов, и тут…»
Наша ученица Татьяна боролась с кучей сомнений: получится или не получится. 3 года мечтала стать логопедом, но откладывала.

Что помогло Татьяне влиться в профессию и ещё до окончания курса переподготовки начать практику? Помощь от опытного логопеда.

В результате она избежала ошибок в диагностике, в общении с родителями и работе с нарушениями. Потому что заранее знала, как справляться с проблемами начинающих специалистов. Отсюда пришла и уверенность в профессиональных силах.
Есть 2 типа начинающих логопедов:
1. Практикуют, ошибаются, справляются с последствиями. Разочаровываются.
2. Изучают ошибки новичков, выстраивают алгоритм работы, просчитывают шаги, чтобы не растеряться и практиковать уверенно.
Что нужно для успешного старта в логопедии?
Чек-лист начинающего логопеда: как понять, что вы готовы практиковать
Прочтите пункты ниже, сделайте выводы. Чего у вас не хватает? В чём вы сомневаетесь 50 на 50? По каким пунктам нужно добрать практических знаний?

1. Конкретный алгоритм работы. Вы понимаете и представляете, как проводить работу с ребёнком, начиная с момента, как он зашёл в кабинет. Необходимые материалы лежат под рукой, а знания в голове упорядочены.

2. Уверенность в диагностике. Вы точно знаете, как проводить логопедическое обследование, чем отличаются нарушения, какую информацию вам нужно собрать.

3. Чёткие границы с родителями. Вы умеете выстраивать общение с родителями до, во время и после консультации. У вас не возникает вопросов: как уговорить родителя делать домашнее задание и следовать рекомендациям.

4. Вы ясно понимаете, где хотите работать. Что это за место, дистанционно или очно, в саду или на себя. Знаете специфику работы в госучреждении и в онлайн-формате.

5. Нет синдрома самозванца. Вы уверены, что ваших знаний по логопедии достаточно для успешной практики. Вы можете брать случаи любой сложности. Вы профессионал.
Во второй части статьи разберём каждый пункт, вы узнаете:
— Какие неочевидные ошибки поджидают новичков, как заранее обезопасить свою репутацию.
— Как выглядит работа логопеда в успешном варианте и что для этого нужно сделать.