Как технологии могут помочь воспитателю?
Цифровизация в образовании неизбежна. Разберем с нашим экспертом Сергеем Галиуллиным, какие технологии можно использовать с дошкольниками и на каких занятиях.
КАКИЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ С ДОШКОЛЬНИКАМИ?
Почти все. Есть мнение, что дошкольникам нельзя смотреть в «синие» экраны — телевизоры, компьютеры, смартфоны. Исследования показывают, что вреда для зрения нет, после двух лет ребенок может смотреть мультфильмы и играть в игры на компьютере. Просто нужно ограничивать время, проведенное с гаджетами.
Если превратить гаджет в образовательный инструмент, а не просто технологию ради технологии, то можно решить проблему дисциплины детей и отключения внимания на занятии.
Педагог должен отделять технологию от инструмента. Сначала дети будут выхватывать друг у друга смартфоны и планшеты, но позже привыкнут. Важнее будет содержание урока. Педагог должен всегда общаться с дошкольниками по поводу заданий: ребенок не должен сидеть уткнувшись в гаджет. Есть риск, что он не поймет задание, завороженный мельканием картинок или новыми звуками. Но есть занятия, на которых ребята именно знакомятся с инструментом, и там нужно предоставить им самостоятельность.

Цифровые технологии должны обогащать и дополнять привычные ребенку виды деятельности. Если можно играть в дочки-матери без цифровых технологий, то так и нужно делать. Но если с помощью робота можно показать тот или иной физический процесс, то технология нужна.
Ухудшает ли зрение телевизор и гаджеты? Мнение молекулярного биолога
НА КАКИХ ЗАНЯТИЯХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?
Цифровые технологии можно использовать по-разному: сочинять музыку с детьми в режиме реального времени, собирать роботов, учить буквы с интерактивной доской. Смотреть видео можно на любом занятии — утреннюю зарядку вместо педагога может провести кто-то из «Смешариков». Главное — найти ролик или сделать его самостоятельно.
Три музыкальных приложения, которые можно использовать в работе с детьми
  1. Музыкальные истории. Игровое приложение для малышей, позволяющие изучать ноты и развивать слух. Игра состоит из нескольких историй, помогающих изучить определенную область из теории музыки.
  2. Note Trainer.С помощью фортепианной клавиатуры на четыре октавы можно изучать ноты. Нажимая на любую клавишу, на экране высвечивается правильное название соответствующей ноты. Изучать можно как в классическом, итальянском, формате — до–ре–ми–фа–соль–ля–си, так и альтернативной буквенной системой — A–B–C–D–E–F–G.
  3. Большие инструменты для маленьких. Красочное музыкальное приложение, открывающее для детей мир музыки. Ребенок сможет сам выбрать музыкальный инструмент, аранжировку и начать играть. В наличии восемь музыкальных произведений, четыре инструмента (гитара, фортепиано, флейта и аккордеон) и забавные анимированные иллюстрации к каждой мелодии.
Цифровые технологии знакомиться с окружающим миром в плохую погоду: подойдут не только видеоролики о природе, но и приложения, в которых нужно угадать животное по звукам. Например, игра для телефона, которое так и называется "Угадай животное по звуку".

Часть цифровых технологий пригодится для совместного использования с родителями. Например, ребята, пропускающие занятия, могут из дома общаться с ребятами или выполнять задания по мессенджеру.
ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ. КАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫБРАТЬ?
1
Skype. Известная программа, с помощью которой можно обмениваться сообщениями и файлами, участвовать в аудио- и видеоконференции. Приложение бесплатное.
2
Etutorium. Платформа для проведения вебинаров и онлайн-занятий с функцией автоматического сохранения занятия. Потом его можно скачать и просмотреть в офлайн-режиме. Также поддерживает просмотр занятия с телефона или планшета.
А У ДЕТЕЙ ПОЛУЧИТСЯ?
Да. Часто дети с рождения используют гаджеты, если, конечно, родители не запрещают. Если используют, то знают, как «свайпить» или делать изображение крупней. Иногда дети даже используют эти механики на обычных игрушках, предметах и книгах: пытаются пальцем пролистнуть изображение на экране телевизора.

Главное не бояться, что технологии сделают детей хуже. Аргумент «мы росли без телефонов» не работает: мы не знаем, что бы мы делали, будь в 70-х—80-х смартфоны и широкополосный интернет.
А У ПЕДАГОГОВ ПОЛУЧИТСЯ?
Да. Но нужно понимать, что ничего чудесного в гаджетах нет. И просто увлечь телефоном или роботом получится только двухлетнего малыша. Остальным нужно будет интересное содержание, поэтому педагог должен четко понимать, чего он хочет добиться с помощью цифровых технологий. И если технологии будут лишними, то лучше от них отказываться. В том числе из-за того, что дети открывают банки, двери, надувают шарики и завязывают шнурки без технологий. То есть, есть вещи, которые нужно развивать в первую очередь.
Актуальные статьи в помощь педагогу
  • как зарабатывать больше
  • как изменится образование в 2020 году
  • объяснение новых ФГОС
  • инновации от правительства
Права воспитателей: что говорит закон
"Другие" технологии дошкольного образования
Читайте так же
СДВГ или невоспитанность? Подсказка для педагога
Повышать квалификацию, чтобы зарабатывать больше: миф или реальность?
Made on
Tilda